Книга "Самый Богатый Человек в Вавилоне" (1926) Перевод Борич С.Э. Глава 4 - Maxlang
Maxlang.ruДомик, знак означающий ссылка ведёт на главную страницу Благотворительность Тренировать слова
Read
Книги > Книга "Самый богатый человек в Вавилоне" Джордж Самюэль Клейсон (1926)

27.07.2022 Обновлено 07.04.2024

Книга Самый Богатый Человек в Вавилоне (1926) Перевод Борич С.Э. Глава 4

Глава четвёртая. Самый богатый человек в Вавилоне Джордж Самюэль Клейсон / The Richest Man in Babylon George Samuel Clason. Перевод Борич Сергей Э.

Предисловие Глава 1. Человек, которому нужно было золото Глава 2. Самый древний секрет самого богатого человека: как разбогатеть Глава 3. Семь лекарств для тощего кошелька Лекарство первое. Начните наполнять свой кошелек Лекарство второе. Следите за расходами Лекарство третье. Заставьте свое золото умножаться Лекарство четвертое. Оберегайте сбережения от потери Лекарство пятое. Вложите свои сбережения в жилище Лекарство шестое. Обеспечьте себе доход на будущее Лекарство седьмое. Расширьте свои возможности для заработка Глава 4. Познакомьтесь с богиней удачи Глава 5. Пять законов золота Глава 6. Вавилонский ростовщик Глава 7. Стены Вавилона Глава 8. Вавилонский торговец верблюдами Глава 9. Вавилонские клинописные таблички Глава 10. Самый счастливый человек в Вавилоне Вавилон. Исторический очерк Об авторе и книге

Глава 4. Познакомьтесь с богиней удачи

Азербайджанский Язык << здесь >>

Если человеку везет, то везет во всем. Киньте его в Евфрат, и он вынырнет с жемчужиной в руке. Вавилонская пословица

Все люди хотят, чтобы им сопутствовала удача. Это желание жило в душах жителей древнего Вавилона четыре тысячи лет назад точно так же, как живет и в душах нынешних людей. Все мы надеемся, что нас не оставит своим вниманием капризная богиня удачи. Можем ли мы как-то привлечь ее на свою сторону и добиться, чтобы она не только обратила на нас свое благосклонное внимание, но и осыпала нас своими щедрыми милостями?

Как добиться удачи?

Этот вопрос задавали себе и жители древнего Вавилона и настойчиво искали ответа на него. Они были практичными людьми и глубокими мыслителями. Этим и объясняется то, что Вавилон стал самым богатым и могущественным городом своего времени.

В том далеком прошлом у них не было ни школ, ни колледжей. Тем не менее у них был образовательный центр, причем очень практичный. Среди возносившихся к небу строений Вавилона было одно, которое по своей важности не уступало царскому дворцу, висячим садам и храмам богов. О нем почти не упоминается в исторических книгах, но оно оказывало колоссальное влияние на мысли людей того времени.

Это был Храм учения, где учителя-добровольцы передавали ученикам мудрость прошлых времен и где на открытых форумах обсуждались волнующие всех темы. Самый последний из рабов мог безнаказанно оспаривать в этих диспутах мнение принца царской крови.

Среди завсегдатаев Храма учения был мудрый богатый человек по имени Аркад, которого называли самым богатым человеком Вавилона. У него был свой зал, где почти каждый вечер собиралась большая группа людей, среди которых были и глубокие старики, и юноши, но чаще всего люди среднего возраста. Они спорили и обсуждали различные интересовавшие их темы. Давайте перенесемся на одно из таких собраний и попробуем узнать, овладели ли они способом привлечения удачи на свою сторону.

Огромный красный шар солнца, лучи которого слабо пробивались сквозь пелену песчаной пыли, уже склонялся к закату, когда Аркад взошел на привычный для него помост. Его уже ожидали примерно восемьдесят человек, рассевшись на расстеленных на полу ковриках. Люди продолжали подходить.

— Что мы будем обсуждать сегодня вечером? — спросил Аркад.

После небольшой паузы поднялся высокий ткач и обратился к нему:

— Есть один вопрос, ответ на который я давно хотел услышать, но до сих пор не решался его задать, потому что он может показаться смешным и тебе, Аркад, и моим добрым друзьям, собравшимся здесь. Сегодня меня посетила удача, потому что я нашел кошелек с золотыми монетами. Я хотел бы, чтобы удача никогда не покидала меня, и думаю, что все собравшиеся здесь тоже были бы не против этого. Поэтому я предлагаю обсудить, как привлечь счастье, какими путями можно заманить его к себе.

— Очень интересная тема, — промолвил Аркад. — Она достойна того, чтобы обсудить ее. Для некоторых удача — это какой-то счастливый случай, который происходит с ними без всякой цели и причины. Другие полагают, что удачей управляет богиня Иштар, всегда готовая наградить щедрым даром тех, кто усердно служит ей. Итак, говорите, друзья, что вы думаете по этому поводу? Есть ли средства, чтобы удача посещала каждого из нас?

— И хорошо бы почаще! — послышались возгласы собравшихся.

— Чтобы начать обсуждение, — продолжил Аркад, — давайте сначала послушаем тех из нас, с кем произошло то же, что и с ткачом. Кто из вас нашел или получил без всяких усилий со своей стороны деньги или драгоценности?

Наступила пауза. Собравшиеся переглядывались, ожидая, что кто-то встанет, но таких не нашлось.

— Что, нет таких? — спросил Аркад. — Значит, такая удача случается крайне редко. Пусть кто-нибудь предложит, где нам продолжить наши поиски.

— Я попробую, — заговорил, поднявшись с места, хорошо одетый молодой человек. — Если мы говорим об удаче, то не проще ли обратить свои мысли к игорным столам? Разве не там многие люди молят богиню удачи о благосклонности, надеясь на богатый выигрыш?

Когда он сел на свое место, раздались возгласы:

— Продолжай дальше! Расскажи нам, как тебе удалось снискать благосклонность богини за игорным столом. Она поворачивала для тебя кубики красной стороной вверх, чтобы ты наполнил свой кошелек за счет хозяина заведения? Или, наоборот, по ее воле они ложились синей стороной вверх, чтобы хозяин положил себе в карман все с трудом заработанное серебро?

Молодой человек рассмеялся вместе со всеми, а затем ответил:

— Должен признать, что богиня, видимо, даже не знала о моем приходе. Но как насчет других? Видели ли вы ее присутствие в таких местах? Помогала ли она вращать кубики в вашу пользу? Расскажите нам, а мы послушаем и поучимся.

— Неплохое начало, — вмешался Аркад. — Мы собрались здесь, чтобы обсудить все стороны каждого возникающего вопроса.

Если мы исключим из обсуждения игорные столы, то проигнорируем инстинкт, свойственный большинству людей, готовых рискнуть серебряной монетой, чтобы при случае выиграть золотой слиток.

— Это напоминает мне вчерашние скачки, — вступил в разговор еще один слушатель. — Если богиня удачи навещает игорные столы, то она уж, наверное, не проходит мимо скачек с их позолоченными колесницами и взмыленными лошадьми. Скажи честно, Аркад, что она нашептала тебе, когда ты поставил вчера на тех серых коней из Ниневии? Я стоял прямо за тобой и с трудом поверил своим ушам, когда услышал, что ты ставишь на серых. Ты знал так же хорошо, как и все мы, что ни один экипаж во всей Ассирии не может победить в честной гонке лошадей из наших конюшен. Признайся, что богиня подсказала тебе поставить на серых, потому что в последнем повороте черная пара оступилась и помешала нашим. Поэтому-то серые и одержали незаслуженную победу.

Аркад со снисходительной улыбкой взглянул на спорщика.

— С чего ты взял, что великой богине есть хоть какое-то дело до того, кто на каких лошадей ставит? Для меня она богиня любви и величия, которая с удовольствием помогает тому, кто в чем-то нуждается, и вознаграждает того, кто этого заслуживает. Я ищу ее не у игорных столов и не на скачках, где люди проигрывают больше золота, чем выигрывают, а в других местах, где человеческие поступки более полезны и заслуживают поощрения.

Возделывая землю, честно торгуя, занимаясь ремеслами, всегда можно рассчитывать на прибыль. Возможно, награда найдет вас не каждый раз, потому что человек может порой ошибаться, а иногда ветер или зной могут погубить его усилия. Но если он будет настойчив, то в конечном итоге заслужит свою награду, потому что шансы на удачу всегда будут в его пользу.

Но если человек играет в азартные игры, ситуация совершенно противоположная, потому что все шансы работают против него, в пользу хозяина игорного заведения. Это его профессия, и он планирует получить для себя щедрую прибыль из тех денег, что ставят на кон игроки. Немногие из игроков догадываются, как велика его прибыль и как малы их собственные шансы на выигрыш.

Возьмем, к примеру, кубик. Каждый раз, бросая его, мы делаем ставку и пытаемся угадать, какой стороной он ляжет вверх. Если это будет красная сторона, хозяин заведения заплатит нам вчетверо больше сделанной ставки. Но если выпадет любая другая из пяти сторон, то мы проиграли свою ставку. Эти цифры показывают, что при каждом броске у нас есть пять шансов проиграть, но поскольку красная сторона выигрывает вчетверо, то у нас четыре шанса выиграть. За вечер хозяин заведения рассчитывает получить одну пятую от всех денег, поставленных на кон. Разве может кто-то надеяться на выигрыш, если вся игра устроена так, что он обязательно проиграет одну пятую?

— Но ведь кое-кто выигрывает большие деньги, — заметил один из слушателей.

— Да, такое случается, — ответил Аркад. — Но насколько надежна такая удача? Среди моих знакомых в Вавилоне много преуспевающих людей, но я не могу назвать ни одного из них, кто начал бы свой путь к успеху с денег, заработанных игрой.

Все вы, собравшиеся сегодня здесь, знаете многих из наших состоятельных горожан. Мне было бы интересно узнать, кто из них может назвать игорный стол началом своего успеха. Расскажите мне о таких людях.

После продолжительного молчания кто-то робко заметил:

— Ну, разве что сами хозяева игорных столов.

— Если вам больше никто не приходит на ум, — продолжал Аркад, — то давайте поговорим о вас. Если ли среди вас удачливые игроки, для которых игра стала источником дохода?

Ответом на его вопрос было недовольное ворчание из задних рядов и взрывы смеха.

— Похоже, мы ищем удачу не там, где частенько бывает ее богиня, — продолжил он. — Давайте тогда поищем в других местах. Мы не нашли ее в потерянных кошельках. Мы также не нашли ее возле игорных столов. Что касается скачек, то должен вам сознаться, что за свою жизнь я проиграл куда больше монет, чем выиграл.

Давайте теперь взглянем на наше ремесло. Разве не естественно было бы полагать, что это главный источник дохода, при котором надо рассчитывать не на удачу, а на достойное вознаграждение наших трудов. Я полагаю, что нам не стоит уповать на подарки богини. Возможно, она действительно помогает нам только тогда, когда мы не ждем ее милостей. Кто хочет еще что-нибудь сказать?

Тут встал пожилой торговец в белых одеяниях:

— С твоего разрешения, достопочтенный Аркад, я хочу предложить следующее: если, как ты сказал, мы можем верить только в собственные силы и способности, то давайте поговорим об успехах, которые уже почти были у нас в руках, но мы упустили возможность. Настоящее везение — это большая редкость. А вот про невезение, когда удача ускользает из рук, многие могли бы рассказать.

— Мудрая мысль, — согласился Аркад. — Кто из вас уже держал счастье в руках, а оно вдруг ускользнуло?

Поднялось много рук, в том числе и рука торговца.

— Раз уж ты начал, то тебе первому и рассказывать, — предложил ему Аркад.

— Охотно расскажу вам одну историю, — ответил тот. — Она показывает, как близко может человек подойти к удаче и как слепо он себя ведет, позволяя ей отвернуться от него, о чем он потом сожалеет.

Много лет назад, когда я еще был молод, только что женился и начал неплохо зарабатывать, пришел ко мне как-то мой отец и предложил вложить деньги в одно дело. Сын одного из его хороших друзей присмотрел себе пустующий участок земли сразу же за городскими стенами. Он лежал высоко над каналами, и вода не доходила до него.

Сын друга моего отца предложил такой план: купить эту землю, построить три больших водяных колеса, приводимых в движение волами, и с их помощью поднять воду для полива почвы. Затем он планировал разделить эту землю на наделы и продать ее жителям города для выращивания овощей.

У сына друга моего отца было недостаточно золота, чтобы полностью оплатить все предприятие. Он, как и я, был еще молодым человеком и имел довольно скромные заработки. Его отец, как и мой, был обременен большой семьей, и средств у него тоже не хватало. Поэтому он решил собрать группу людей, которые вошли бы с ним в долю. Эта группа должна была состоять из двенадцати человек, каждый из которых вносил бы одну десятую от своих заработков до тех пор, пока земля не была бы готова к продаже. Выручку предполагалось поделить по справедливости, в зависимости от вложенных денег.

— Сын мой, — сказал отец. — Ты еще молод. Я всю жизнь мечтал, чтобы ты стал богатым и уважаемым человеком. Я хочу, чтобы ты не повторял ошибок своего отца.

— Я этого тоже хочу, отец, — ответил я.

— Тогда послушайся моего совета. Выдели из своих заработков одну десятую часть и вложи ее в прибыльное дело. С помощью этих денег ты сможешь, еще не достигнув моего возраста, скопить себе состояние на достойную жизнь.

— Твои слова мудры, отец. Я очень хочу быть богатым. Но у меня сейчас так много всяких расходов, на которые уходит весь заработок. Поэтому я пока повременю. Я еще молод, у меня еще много времени впереди.

— Я тоже так думал, когда был в твоем возрасте. И вот смотри: прошло много лет, а я еще даже не начал копить себе богатство.

— Мы жили в разное время, отец. Я постараюсь избежать твоих ошибок.

— Перед тобой открылась возможность, сын мой. Она дает тебе шанс на благосостояние. Прошу тебя, не откладывай это дело. Пойди завтра к сыну моего друга и заключи с ним сделку на уплату одной десятой от твоих заработков. Дело не терпит отлагательства. Сегодня у тебя есть эта возможность, поэтому не упускай ее.

Я не послушал совета моего отца. Как раз в это время купцы, прибывшие с Востока, привезли одеяния, настолько богатые и красивые, что мы с женой решили купить их во что бы то ни стало. Если бы я согласился отдавать одну десятую от своих доходов, то нам пришлось бы отказаться от этих и многих других удовольствий. Я все откладывал принятие решения до тех пор, пока не стало слишком поздно. Я до сих пор об этом жалею. Предприятие оказалось выгоднее, чем кто-либо мог себе представить. Такова моя история о том, как я упустил счастье.

— История рассказывает о том, что удача поджидает тех, кто готов ухватиться за представившуюся возможность, — заметил человек, смуглый цвет лица которого выдавал в нем жителя пустыни. — Для того чтобы создать себе состояние, всегда должен быть сделан первый шаг. Это могут быть всего несколько золотых или серебряных монет, отложенных из заработков. У меня сейчас много стад скота. Но начало им было положено, когда я еще мальчишкой купил молодую телку за одну серебряную монету. Так зародилось мое богатство.

Сделать этот первый шаг — большая удача для каждого. Каждый человек, который делает этот шаг, превращается из простого работника, зарабатывающего деньги своим трудом, в человека, живущего на доходы от своего золота. Некоторым удается сделать его еще в молодости, и они достигают богатства раньше, чем те, кто решается на этот шаг позже, не говоря уже о людях, которые этот шаг так и не сделали, как отец этого торговца.

Если бы наш друг торговец решился на этот шаг в молодые годы, когда удача сама шла к нему в руки, то сегодня он имел бы куда больше земных благ. Если бы такая удача посетила в свое время нашего друга ткача, это могло бы стать началом большого богатства.

— Дайте мне тоже сказать, — раздался голос, принадлежавший иностранцу. — Я сириец. Я не слишком хорошо говорю на вашем языке. Я хочу знать, как вы называете таких людей, как этот ваш друг торговец. Вы можете подумать, что это невежливо, но я все же хочу слышать это слово. Если я скажу его по-сирийски, вы не поймете. Поэтому, пожалуйста, назовите мне правильное слово для человека, который не хочет что-то делать, хотя это полезно для него.

— Тугодум, — раздался чей-то голос.

— Правильно, — воскликнул сириец, всплеснув руками. — Он не видит возможность, когда она приходит. Он ждет. Он говорит, что у него много дел. А возможность не ждет таких тугодумов. Она думает: кто хочет быть счастливым, тот торопится. Каждый, кто не торопится, когда приходит возможность, делает плохо, как наш друг торговец.

Торговец поднялся и с улыбкой поклонился сирийцу.

— Я восхищаюсь тобой, чужеземец, за то, что ты не боишься говорить правду.

— А теперь давайте послушаем другую историю про упущенные возможности. Кто хочет рассказать? — спросил Аркад.

— Я хочу, — ответил человек средних лет в красной хламиде. — Я торгую скотом, в основном верблюдами и лошадьми. Иногда я покупаю также овец и коз. Я хочу рассказать вам историю про то, как однажды меня навестила счастливая возможность, а я совершенно не был готов к ней. Может быть, поэтому я и упустил ее. Судите сами.

Однажды вечером, возвращаясь в город после десятидневного путешествия в поисках верблюдов, я, к своему великому неудовольствию, обнаружил, что городские ворота уже заперты. Пока мои рабы разбивали шатер для ночлега, ко мне подошел пожилой крестьянин, который тоже не успел попасть в город.

— Достопочтенный господин, — обратился он ко мне, — по твоему облику я вижу, что ты скупщик скота. Если это так, я бы очень хотел продать тебе отличную отару овец, которую я только что пригнал. К сожалению, моя жена слегла с высоким жаром, и я должен спешно вернуться к ней. Купи моих овец, чтобы я мог вместе с рабами оседлать верблюдов и отправиться в путь без промедления.

Было темно, и я не смог разглядеть овец, но, судя по блеянию, их было очень много. Поскольку я за десять дней так и не нашел подходящих верблюдов для покупки, то с удовольствием согласился. Он очень спешил и поэтому назначил вполне приемлемую цену. Я знал, что утром мои рабы помогут загнать отару в город и я смогу продать ее значительно дороже.

Ударив с ним по рукам, я приказал рабам принести факелы, чтобы пересчитать овец. Крестьянин сказал, что их должно быть девятьсот. Не стану утомлять вас, друзья, рассказом о том, насколько трудно пересчитывать в темноте такое количество беспорядочно мечущихся овец, мучимых жаждой. Это оказалось невыполнимой задачей. Поэтому я сказал крестьянину, что пересчитаю их при свете дня и тогда же расплачусь с ним.

— Пожалуйста, достопочтенный господин, — умолял он. — Заплати мне две трети сегодня, чтобы я мог отправиться в путь. Я оставлю здесь своего самого умного и образованного раба, чтобы он помог тебе в подсчете. Ему можно доверять, и поэтому оставшуюся часть денег ты сможешь вручить ему.

Но я оставался непреклонным и отказался платить ему ночью. На следующее утро, не успел я еще проснуться, как открылись городские ворота, и четыре торговца налетели на крестьянина и скупили у него всех овец. Они дали высокую цену, потому что городу угрожала осада, а запасы продовольствия были скудны. Крестьянин получил за овец втрое больше денег, чем мог бы получить от меня. Вот так я упустил свою удачу.

— Необычная история, — заметил Аркад. — И какую же мудрость можно извлечь из нее?

— Мудрость, видимо, в том, что платить надо сразу же, если чувствуешь, что сделка выгодная, — предположил старый шорник. — Если сделка действительно хороша, то повредить тебе уже не сможет никто, даже собственные недостатки. Все мы, смертные, отличаемся непостоянством. Я даже больше скажу, мы склонны порой менять правильное мнение на неправильное. Мое первое впечатление всегда оказывается самым правильным. И все же мне всегда трудно убедить себя заключить выгодную сделку. Чтобы защитить себя от своей собственной слабости, я теперь сразу же вношу залог, чтобы потом не сожалеть об упущенной возможности.

— Я снова хочу говорить, — опять вскочил сириец. — Эти истории очень похожие. Каждый раз возможность уходит по той же причине. Они оба тугодумы. Они все время медлят, вместо того чтобы сказать: сейчас самое лучшее время, надо все делать быстро. Как же у них может что-то получиться?

— Мудры твои слова, друг мой, — ответил скупщик скота. — В обеих историях удача отвернулась от тугодумов. И в этом нет ничего необычного. Медлительность заложена в каждом человеке. Все мы стремимся к богатству, но очень часто, когда появляется возможность для этого, дух медлительности постоянно заставляет нас откладывать принятие решения на потом. Прислушиваясь к его голосу, мы сами становимся злейшими врагами себе.

В молодости я вовсе не считал себя тугодумом, если уж использовать слово, которое так пришлось по душе нашему другу из Сирии. Я поначалу думал, что просто плохо разбираюсь в делах, и из-за этого теряю прибыльные сделки. Потом я стал приписывать это своему упрямству. В конце концов я понял, в чем тут дело. Все из-за моей привычки откладывать на потом, хотя обстановка требует немедленных действий. Как же я ненавидел свой характер! Я бесился, словно дикий осел, запряженный в колесницу, но переломил свои привычки и пришел к успеху.

— Спасибо. Я хочу теперь спросить господина торговца, — снова вступил в беседу сириец. — Ты носишь красивую одежду, не как у бедняка. Ты говоришь как богатый человек. Скажи нам, что ты теперь делаешь, когда голос шепчет тебе в ухо «не спеши»?

— Как и нашему другу скупщику скота, мне тоже пришлось признать свою слабость и начать бороться с медлительностью, — ответил торговец. — Для меня эта черта характера оказалась врагом, который только и ждал случая, чтобы разрушить мои замыслы. История, которую я вам рассказал, — это всего лишь один из многих схожих случаев. Бороться с этим врагом нетрудно, если ты его распознал.

Ни один человек не позволит вору шарить у себя в кладовой или в амбаре. Точно так же ни один человек не позволит врагу прогонять своих клиентов и лишать его прибыли. Когда я понял, что мои привычки вредят мне самому, я стал избавляться от них. Точно так же каждый человек должен бороться с духом медлительности, сидящим внутри его, если он надеется получить свою долю в богатствах Вавилона.

А что ты скажешь на это, Аркад? Поскольку ты самый богатый человек в Вавилоне, то многие называют тебя и самым удачливым. Ты согласен со мной, что человек может добиться успеха, только полностью сокрушив в себе тугодума?

— Справедливы твои слова, — сказал Аркад. — За свою долгую жизнь я видел, как одно поколение сменяет другое на пути к жизненному успеху. Перед всеми этими людьми открывались возможности. Некоторые хватались за них и уверенно двигались к удовлетворению своих самых сокровенных желаний, но большинство медлило, действовало нерешительно и оставалось в хвосте.

Аркад повернулся к ткачу:

— Ты предложил, чтобы мы поговорили об удаче. Расскажи нам, что ты теперь думаешь на этот счет?

— Я теперь смотрю на удачу по-другому. Я думал, что удача, приходящая сама по себе, — это самое лучшее, что может случиться с человеком. Теперь я вижу, что удачу не так-то просто привлечь к себе. Из нашей беседы я понял, что удача на самом деле — это использование возможностей. Поэтому в будущем я постараюсь сполна использовать любую возможность, с которой только столкнусь.

— Ты хорошо понял все мысли, которые прозвучали в нашей беседе, — ответил ему Аркад. — Удача, к которой мы стремимся, часто приходит вместе с возможностями и очень редко каким-то другим путем. Наш друг торговец радовался бы удаче, если бы воспользовался возможностью, которую предоставила ему великая богиня. Наш друг скупщик скота тоже был бы рад удаче, если бы смог приобрести стадо овец и продать его с такой большой прибылью.

Мы вели эту беседу для того, чтобы отыскать средства, с помощью которых можно привлечь удачу на свою сторону. Мне кажется, что мы нашли правильный путь. Обе истории показали нам, что удача следует за возможностью. В этом и заключается истина: удача улыбнется тебе, если ты будешь использовать возможности.

Тот, кто использует возможности, обращает на себя внимание богини удачи. Она всегда готова помочь тем, кто ей служит. А лучше всего ей служат люди дела.

БОГИНЯ УДАЧИ БЛАГОВОЛИТ ЛЮДЯМ ДЕЛА

Автор страницы, прочла книгу: Сабина Рамисовна @ramis_ovna